ПОРТОВАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ

11 Авг

17 мая 2012 года был принят Закон «О морских портах Украины» № 4709-VI, опубликованный 13 июня в официаль­ном печатном издании «Голос Украины», так что дата его полного вступления в силу – 13 июня 2013 года. Некоторые весьма важные положения Закона вступили в силу уже со дня опубликования этого Закона, поскольку они не тре­бовали каких-либо организационных мероприятий и не за­трагивали основных прав и свобод. Таким образом, можно смело утверждать, что реформа в сфере деятельности мор­ских портов Украины стартовала. С нашей точки зрения, она созрела уже давно, но всякая реформа не только отра­жает потребности реальной жизни, но и является результа­том политического процесса, поэтому все происходит в свое время.

Мы выделяем три основных направления реформы:

  • во-первых, разделение административных и коммерческих функций в морском торговом порту;
  • во-вторых, урегулирование отношений по поводу инвести­ций в инфраструктуру порта;
  • в-третьих, земельные отношения.

Эти направления портовой реформы и были положены в основание анализа, предпринятого автором – управляющим партнером Международной Юридической Службы (Interlegal) А. Ницевичем.

Безопасность мореплавания – прежде всего

В правовом поле Украины принцип обеспечения без­опасности мореплавания в пор­товых водах всегда имел высший приоритет. Однако в реальности жизни он был несколько размыт, в первую очередь в связи с тем, что капитан порта, отвечающий за безопасность мореплавания, подчинялся начальнику порта, что могло создавать конкуренцию интересов безопасности мо­реплавания с другими интере­сами в сфере портовой деятель­ности. В Законе «О морских портах Украины» принцип обес­печения безопасности морепла­вания не только провозглашен и последовательно выписан, но и гарантирован отделением хозяйственной (коммерческой) дея­тельности в порту от административных функций по обес­печению безопасности морепла­вания и надзору (контролю) за ее обеспечением.

На современном этапе разви­тия портовой реформы общее руководство лоцманской служ­бой перейдет к Администрации морских портов Украины, кото­рая будет представлять собой го­сударственное предприятие – юридическое лицо, а админист­рации отдельных морских пор­тов будут его филиалами. В мас­штабах отдельного порта руко­водство лоцманской службой осуществляет капитан порта, причем услуги лоцманов по-прежнему будут оказывать только государственные лоц­маны. Против либерализации в сфере услуг лоцманской про­водки судов высказываются мно­гие украинские ученые в обла­сти морского права и безопасно­сти мореплавания.

Облегчение частного инвестирования в порто­вую инфраструктуру – одно из важнейших достижений
Проблема инвестиционного климата для Украины вы­двинулась на первый план уже довольно давно и продолжает за­нимать центральное место в ряду факторов, определяющих уровень развития портового хо­зяйства. Недостаточность инве­стиций в портовом хозяйстве Украины огромна. Объем инве­стиций в порты Восточной Европы на душу населения на порядок, а то и несколько порядков выше, чем в Украине. Что же говорить об инвестициях в порты Западной Европы и США, которые на порядок выше восточноевро­пейских? Сохранение status quo в этой области хозяйства грозит утратой позиций украинских портов в мире – ведь кто останавливается в своем развитии, тот отстает от жизни.

Что представляет собой серьез­ный инвестиционный процесс в портовом хозяйстве? Начнем с объема. Инвестиции в размере до USD 100 млн практически не рассматриваются. Этот сектор экономики требует крупного проектного инвестора. Часто в портовые проекты приходит венчурный капитал. Такой инве­стор не финансирует проект в целом, а входит в объемах портфельной инвестиции, избегая контрольного пакета. Срок оку­паемости проекта должен быть не более 5-7 лет. Таким образом, крупный инвестор заинтересо­ван в первую очередь в стабиль­ности «правил игры», то есть ста­бильности правового поля и эко­номической политики в целом. Кроме того, инвестору необхо­дима прозрачность бизнеса, иначе говоря, «правила игры» должны быть цивилизованными. Это особенно важно для венчур­ного инвестора, который зараба­тывает не только и не столько на дивидендах, сколько на «прода­ваемости» проекта. Наконец, ин­вестора интересует корпоратив­ное управление – способность менеджмента компании рабо­тать в цивилизованных условиях и, не теряя контроль над разви­тием проекта, его окупаемостью, социальным имиджем, платеже­способностью и другими факто­рами, обеспечивающими успеш­ную реализацию проекта, дове­сти проект до завершения и эф­фективной эксплуатации объ­екта.

Разумеется, только правовыми, в частности, законодательными, мерами столь глобальную про­блему не решить. Здесь нужен комплексный, институциональ­ный подход. Однако без надле­жащего правового обеспечения такой подход невозможен. Хотелось бы подчеркнуть, что нам давно уже стало ясно: недостаток бюджетных средств – это плохое оправдание для недоинвестирования портового хозяйства. Раз­витие государственно-частного партнерства – вполне приемле­мое решение вопросов, по край­ней мере злободневных, да и ак­туальных в длительной перспек­тиве. Конечно, мешает дефицит общей культуры «хорошей ка­питалистической практики». За­падный инвестор не понимает нашего уровня коррупции. С его точки зрения, функционирова­ние экономики в такой среде не­возможно.

Что касается конкретных юри­дических механизмов, пред­усмотренных Законом «О мор­ских портах Украины», то наибо­лее радикальным, несомненно, является приватизация. В Законе последовательно проводится принцип запрета приватизации стратегических объектов порто­вой инфраструктуры. Однако, как и всякий радикальный меха­низм, приватизация – мера обоюдоострая. Она может дать весьма позитивные результаты, а может оказаться шагом назад или в сторону. Насколько нам известно,  опыт  приватизации портового хозяйства в Италии, России и других странах Черно­морского бассейна принес положительные результаты, но опыт приватизации в портах Велико­британии далеко не оправдал ожиданий. Приватизация, с нашей точки зрения, отнюдь не панацея. Главное – это избежать монополизации в отрасли хозяй­ства, где и так имеет место, или даже господствует, естественная монополия. Закон «О морских портах Украины» ориентирован на развитие такого механизма инвестирования, как концессия. Этот механизм оправдал себя и прекрасно известен на Западе. В Восточной Европе он также про­кладывает себе дорогу, в частно­сти, в морских портах Болгарии, где проявились некоторые слож­ности с его внедрением, которые можно учесть.

Вообще Закон «О морских пор­тах Украины» не ограничивает перечень механизмов государст­венно-частного партнерства, ко­торые особенно хорошо рабо­тают в портовом секторе эконо­мики.

Урегулирование земельных отношений

На круглом столе о ре­форме портов в рамках Maritime Days 24 мая в г. Одессе состоялась весьма содержатель­ная дискуссия по вопросам, связанным с портовой реформой. Были затронуты также земель­ные вопросы, которые являются особенно острыми, поскольку развитие портов, в особенности контейнерных терминалов, сдерживается тем, что порты располагаются в тесном сопри­косновении с городской за­стройкой. Для контейнерных площадок необходимы значи­тельные по размеру земельные участки. Например, компания «ГПК-Украина» – крупный и успешный иностранный инве­стор, который на паритетных началах с Одесским портом реализует один из наиболее значимых проектов в Украине -контейнерный терминал «Карантинный мол», собирается прибавить к имеющимся пло­щадям девять гектар земли. А правовой режим земель в морских портах недостаточно уре­гулирован. В этой связи возни­кают неоднозначные позиции сторон инвестиционного процесса, а также городских вла­стей, заинтересованных в разви­тии портов, с одной стороны, но не за счет муниципальных земель – с другой.

Статья 24 Закона «О морских портах Украины» специально посвящена правовому режиму земель морского порта. Так, в ч. 3 этой статьи прописано поло­жение о том, что в состав терри­тории порта могут входить зе­мельные участки с различным правовым статусом: земли мор­ского транспорта, земли про­мышленности, а также земли водного фонда. Это положение вносит некоторую ясность в дис­куссию о правовой природе зе­мельных участков, находящихся в границах морских портов.

Заключение

Итак, можно сказать, что в Украине полным ходом идет портовая реформа, вернее, оче­редной этап реформирования портовой отрасли. Конечно, до­вольно серьезное реформирова­ние экономики морских портов началось вскоре после обретения Украиной независимости, в осо­бенности с 1992 года, однако до сих пор сохранялись многие сте­реотипы в этой отрасли морехозяйственного комплекса, свой­ственные советскому ментали­тету (в крайнем случае, постсо­ветскому). Настоящая реформа происходит на базе идей и пред­ставлений, характерных для до­вольно зрелой рыночной эконо­мики. Разумеется, разные порты находятся в различных ситуа­циях. Одни вполне готовы к ре­формированию и даже продви­нулись в этом направлении до­вольно далеко, так что реформи­рование будет для них безболез­ненным. Другие по-прежнему ждут государственной помощи, не находя заинтересованных частных инвесторов. В то же время частный капитал про­являет определенный интерес к инвестированию портового хо­зяйства Украины. Например, проект круизной компании Royal Carribean, с которым рабо­тает Международная юридиче­ская служба (Interlegal), – идеаль­ный пример. Его все с удоволь­ствием поддерживают, по­скольку он нишевый и относится к той области морского бизнеса, которая на сегодняшний день не входит в сферу интересов ника­ких больших компаний – ни международных, ни местных.

Правда, интерес к инвестированию портового хозяйства Украины у частного капитала довольно осторожный, ведь вполне рациональные прин­ципы, как это часто бывает в Украине, сопровождаются весь­ма обременительными бюро­кратическими формальностя­ми, непонятными для крупных институциональных инвесторов с мировым именем и отпугиваю­щими их.

Впрочем, выход на рынок любой страны для иностранного инвестора всегда требует значительной подготовительной работы. В условиях Украины без местного партнера иностранному инвестору очень трудно реализовать какой-то проект. Местный партнер может помочь в процедуре прохождения согласований в государственных органах и обеспечить взаимопонимание с местными властями. Наша фирма – Международная юридическая служба (Interlegal) – имеет значительный опыт правового и экономического консалтинга в области организации и функционирования морских портов и терминалов.

Автор:

Артур НИЦЕВИЧ,

управляющий партнер Международной юридической службы (Interlegal) Одесса, Украина

Источник:

Морское страхование. – 2013. – № 4. – С. 44 – 49.

Развитие государственно-частного партнерства -вполне приемлемое решение вопросов. Конечно, мешает дефицит общей культуры «хорошей ка­питалистической практики». Западный инвестор не понимает нашего уровня коррупции. С его точки зрения, функционирование экономики в такой среде невозможно.

началось вскоре после обретения Украиной независимости, в осо­бенности с 1992 года, однако до сих пор сохранялись многие сте­реотипы в этой отрасли морехо-зяйственного комплекса, свой­ственные советскому ментали­тету (в крайнем случае, постсо­ветскому). Настоящая реформа происходит на базе идей и пред­ставлений, характерных для до­вольно зрелой рыночной эконо­мики. Разумеется, разные порты находятся в различных ситуа­циях. Одни вполне готовы к ре­формированию и даже продви­нулись в этом направлении до­вольно далеко, так что реформи­рование будет для них безболез­ненным. Другие по-прежнему ждут государственной помощи, не находя заинтересованных частных инвесторов. В то же время частный капитал про­являет определенный интерес к инвестированию портового хо­зяйства Украины. Например, проект круизной компании Royal Carribean, с которым рабо­тает Международная юридиче­ская служба (Interlegal), – идеаль­ный пример. Его все с удоволь­ствием поддерживают, по­скольку он нишевый и относится к той области морского бизнеса, которая на сегодняшний день не